Arbor humanae vitae

9/23/2015


Levensboom, Anonymous, Theodoor Galle, 1595 - 1633

Средневековая инфографика, наглядно демонстрирующая закономерные итоги двух различных жизненных стратегий. Два брата начинают свой путь в равных условиях – подкидышами на порогах чужих домов. Правый, оказавшийся в богатой семье, был талантлив, благонравен и хорошо выучился в престижном университете на эффективного менеджера. Он воглавил крупную экспортную кампанию, купил дворец, устроил пир и умер, окруженный почетом и всеобщим признанием.
И попал в ад

Левый же, именем Лазарь, был подброшен на порог бедного дома. С детства мальчик с наслаждением впитывал все пороки самых темных уголков дна общества. Он пил, курил, нюхал клей, был отчислен за неуспеваемость из колонии для малолетних преступников. Впоследствии бомжевал, заразился на антиправительственном митинге проказой и умер под воротами дворца своего правого успешного брата.
И попал в рай.

Ветви дерева усеяны стикерами в надписями, подробно освещающими различные события в жизни двух братьев и последовательное их чтение должно объяснить читателю столь странный финал.

Древо жизни иллюстрирует различные этапы в жизнях богатых и бедных (из притчи притче о богаче и Лазаре), совпадающие в определенные моменты.

У корней (А) оставляют двух новорожденных – одного в бедной семье и другого ребенка в богатой.  В начале ствола (B) прокаженный нищий Лазарь лежит у ворот богатого человека и его компании по пирам. Собаки лижут раны Лазаря. (D), смерть забирает обоих. (E) ангел дует в трубу под Христом на троне, в окружении его апостолов и Марии. Слева и справа отрывки из Библии.

(A)


(B-C)


(D)




(E)


Но вынуждены заметить, что все эти подробности – отсебятина художника.

исходный текст:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
(Лк. 16:19-31)

В оригинале нет никаких биографических подробностей из жизни богача. Просто – был богат, одевался хорошо, питался ежедневно и с удовольствием (блистательно), умер. О бедном Лазаре известно и того меньше – был нищ, лежал у ворот изъязвленный, умер. В тексте даже нет упоминания о собаках, лижущих лазарьи струпья, а ведь это любимая деталь всех комментаторов текста на протяжении последних 2000 лет.

И на закономерный вопрос богача, мол что за фигня, почему я в аду, а Лазарь в раю (если быть точным – на лоне Авраамовом), владелец лона Авраам отвечает фразой, вызывающей искренне недоумение всех иллюстраторов текста, начиная оттоновских Евангелиарий, выполненных в скрипториях Рейхенау и Эхтернаха в конце X в. "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь".

Нет, никто особо не спорит с решением по Лазарю – при жизни мучался, после смерти получил компенсацию, хотя по прежнему непонятно за какие такие особые заслуги. Ну не за лежание же под воротами? Но вот за богача всем было искренне обидно – за что его в ад? Мало ли кто одевается со вкусом и ест хорошо. Неужели только за то, что этого чертового Лазаря угораздило перед кончиной выбрать местом лежания именно эти конкретные ворота?
В связи с иллюстрированием сюжета притчи о богаче и Лазаре довольно рано, начиная с оттоновских рукописей, возникает проблема расширения повествования, вызванная определенной ограниченностью евангельского текста. Эхтернахские Евангелиарии вводят, например, новых персонажей, таких как жена богача, его слуга; также выделяются более короткие временные эпизоды (демон несет душу богача в ад). Таким образом, изображение становится более подробным, чем текстовой источник.
Интерпретация евангельской притчи о богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии
В общем, чтобы объяснить все это логическое безобразие, многочисленные интерпретаторы притчи понавыдумывали целую кучу подробностей из жизни этих двух персонажей.  И, уважая эту многовековую традицию, любой желающий может смело сделать тоже самое.
Богач и Лазарь — притча о Богатом и Лазаре послужила сюжетом для русского духовного стиха, весьма популярного между каликами перехожими и сохраняющегося во множестве вариантов. В русском стихе Б. и Лазарь являются родными братьями, но богач отрекается от этого родства, прогоняет Лазаря и даже травит его собаками, которые, однако, не трогают его. В некоторых вариантах Богач хвастается своей силой и говорит, что он сумеет «отмолиться от Бога, отсыпаться от смерти», между тем они оба умирают, но не одинаковой смертью; ангелы тихо вынимают душу Лазаря через сахарные уста, а у Богача они исторгают душу железным крюком через левое ребро или темя; первый идет в рай, второй же в ад и среди мучений обращается не к Аврааму, а к брату, который различно отвечает в разных вариантах.  
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 
rijksmuseum.nl

You Might Also Like

0 коммент.