Мюллер, Собкевич, Жилинский и прочие 1870-е

2/02/2016


Когда именно в Житомире появилось первое фотоателье истории неизвестно. Первое официальное упоминание – в однодневной переписи населения 1873-го года, которая, среди прочих полезных сведений, сообщила о наличии в городе целых пяти фотографий. Для сравнения – аптек в Житомире 18 декабря 1873 года было тоже пять, православных церквей – 7, а вот синагог всего две, хотя доля иудеев состовляла 44,84% из 43047 жителей Житомира, а православных всего 32,53%, плюс 2,42% старообрядцев.

Имена пяти фотографов 1873-го года бездушная статистика не упоминает.
(Ноосфера поправляет: Дрогони, Миллер, Миколаевский, Собкевич, Бялобржевский)

Ровно десять лет спустя фотографов г Житомир вновь пересчитали сразу два очень серьезных ведомства:
1) в 1883-м : Генштаб Генерального Киевского военного округа, (а Подполковник Забелин
в Военно-статистическом обозрении Волынской Губернии (1887), сведения обобщил и обнародовал);
2) в 1884-м Волынский Губернский Статистический Комитет, который результатами своей деятельности поделился в Памятной книжке Волынской губернии за 1886-й год.

Генштаб обнаружил в г. Житомире 1883 года 3 фотоателье .

Волынские статистики годом позже тоже три, к тому же они не поленились и пересчитали не только фотографов, но и их подсобных рабочих (2 шт.) и даже юных учеников фотографов (тоже 2).

А еще три года спустя наконец-то были обнародованы имена героев.

Вот первое упоминание о фотографии в Житомире с персоналиями: Памятная книга Волынской губернии за 1887 год:
Фотографiи въ г. Житомиръ: 1) дворяника Корыцкого 2) дворянина Евгенiя Собкевича и 3) дворянина Адама Жилинского.



А далее предполагалось вручить пальмовую ветвь старейшему житомирскому фотографу, но его поиски внезапно переросли в энциклопедию всех известных фотоателье г. Житомира 1870-1880-х годов.

И открывает фотосезон 1870-х портрет неизвестного вояки произведенное в 1872-м году в Photogaphisches Atelier F. Müller, Gitomir, Kieffer-Shtrasse.



№1
 Фритц Муллер (Миллер, Мюллер)

Мюллер Ф. владелец фотографии в 1870-е, кабинетка, авт. 29.01.1879 г. (Сп.П)
В первой половине 1860-х – владелец фотоателье Хомбурге (Австро-Венгрия), в конце 1860-х – в Риге. В Житомире таки да, с начала 1870-х .



Любопытна фотография от 6 февраля 1880 г. Видно, что в 80-е Фридрих вступил с новым, улучшенным бланком.
Что нам еще известно про Ф. Муллера? Справочник Попова сообщает,  что во второй половине 90-х Фридрих Фритц гастролировал в г. Киеве:
"Миллер Ф, Житомир / Киев, Крещатик №27, д. Пастеля, против Прорезной, визитка, оборот: Ф. Миллер, Киев, Фундуклеевская, 3, второй дом от угла Крещатика. Авт.: 25.03.1889, реклама на бланке кабинетки: "Аристотипия: фотография на бумаге, не меняющейся даже на сильнешем солнечном свете"

В то же самое время Ф. Муллер отсутствует в списках житомирских фотографов (Памятные книжки Волынской губернии). До, аккурат, 1889 года. В 1890-1993 Фридрих Фритц снова в Житомире, а потом уже пропадает навеки.

А еще у него был компаньон Дрогони.

Фритц Муллер

Фотография Ф. Муллер в Житомире – с 1872(?) до 1891 г. (пквг)

вар. написания: Мюллер, Миллер

Бланк (1879): Atelier Photografique F. Müller Gitomir
Доп: Бланк (1879) Trapp a Münh. Wien

Паспарту (1879)

Паспарту (1880)

Бланк (1879): Artis Amica Nostrae F. Müller Gitomir


 Паспарту (? какого года ?)


 №2
Адам Жилинский и Киприан Корицкий

12 августа 1880 года. Примечательно, что на снимке тот же самый ребенок в том же самом костюмчике, которой 6 февраля того же 1880 года позировал Ф. Мюллеру.
И ему 10 лет, как сообщает надпись внизу.

фотоателье Жилинского и Корицкого

в Житомире – 1879-1882
с 1883 – два независимых фотоателье: Photographie A. Zylinsky Gitomir и Photographie С. Korycki a Gitomir.

Бланк (1880): Photographie de Zylinski et Korycki a Gitomir


Паспарту (1880)

№3
Карл Дрогони



"Совладелец с Муллером фотографии" - справочник Попова. Где-то между 1873 и 1878 это коллаборация происходила.
Его же – "фотографiя дворянина Карла Дрогоня в г. Дубно", 1887 г.,


№4
Евгений Собкевич

Житомирский фотопортрет якобы 1864 года, и это не так. 1875-й в лучшем случае. Фотоателье Е.Собкевича, город Житомиръ.
Житомир, фотоателье Е.Собкевича.,1864
Gitomir и Sobkiewicz, если быть точными, в моде у фотохудожников тогда был французский. Кстати, в современном фр.яз. Житомир пишется через другую ж - Jytomyr (ou Jitomir).

Евгений Собкевич

Фотография Е. Собкевича в Житомире – с 1864(?) до 1894 г. (или 1896)

вар. написания: Фотографiя дворянина Евгенiя Собкевича

Бланк: Photographie E Sobkiewicz a Gitomir
 Паспарту ≈ 1864
 Паспарту ≈ 1885-1887
Доп: Бланк лит. Кюле (Сп. П)

№5
А.Я. Николаевский
Фотографiя А.Я. Николаевского в г. Житомиръ

Про А.Я. Николаевского известно мало. Есть снимок и, цитируем коммент:
один из двух братьев, ананьинских мещан, В 1860-х были Николаевскими, впоследствии – Миколаевскими. 
Снимок 1860?
иИзвестна также "фотографiя Колежского Секретаря Александра Микалаевского" в г. Луцк в 1887 г, вероятно его же,

Фотоателье в 1873-м.

№6
Бялобржевский
Иван.
Фотоателье в 1873 году.
Все.

№7
Пташинский Станислав Войцехович

В 1870-х владелец фотоателье в г. Житомир. С 1880 – фотоателье в г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, 1 (и весьма успешный, заметим).

Photographie S. Ptaszynski a Zytomir

№8
Сумовский Антон

Житомир, Волынской губ. Также владелец фотографий в Староконстантинове, Волынской губернии (конец 1860-х) и Бердичеве, Киевская губерния, (начало 1870-х).

В справочнике Попова смело объединен с совершенно другим А. Сумовским –
Сумовской Афанасий Андреевич - владелец фотоателье в Кишиневе с 1864 по 1885. Кишинев, Бессарабской губ., Московская, против бульвара; Александровская ул.

1877 [ca] Sumowski, A. a Shitomir_[Portret Oktawiana i Idalii z dziaćmi Janem, Karolem i Nelą Samotyhową], fot. odb. na pap. albuminowym, 16,6x10,9 cm

А. Сумовской A. Soumovski a Schitomir. Портрет молодого человека


№9
Вальнер И.Л.

Житомир. Владелец фотографии. - Спр. Попова
В июле 1848 г. Кульженко поступает «в учение на 7 лет» в типолитографию И.Вальнера (с 1845 г.). Частных типографий в Киеве было две - Вальнера и Глинсберга.  В 1862 г. Кульженко перешел в типографию И.Я.Давиденко, которую тот купил у Вальнера источник.

№10
Толюк Р.

Житомир. Владелец фотографии. ССК 252. - Спр. Попова


№11
В. Голушков
Житомир и Киев, Крещатик, д. Варшаловского. Владелец фотографии. - Спр. Попова

Atelier W. Golusszkow ȧ Giromir ȯ ȧ Kiev Krechtchatique maison Varchalovski

№_
Адам Жилинский (до и без Корицкого)

Хорошо известна серия фотографий г. Житомир авторства А. Жилинского, как правило датируемая 1873 г. Верна ли эта дата или нет – неизвестно.

Вот, например: 
Начало Киевской улицы, фотограф Адам Жилинский (A. Zylinsky, Zytomir).

И есть гуляющий по сети крошечный скриншот с какой-то программы той же самой фотографии с автографом: Phographie de A.Zylinski a Gitomir^  Начало ул. Киевской

Крайне неудачно обрезан имено год.


Существовало ли фотоателье Жилинского с 1873 до 1879, когда Адам Жилинский объединился с К. Корицким в Photographie de Zylinski et Korycki? Или Жилинский эти пять лет был вольногуляющим фотографом-любителем?  Вопросы эти вызывают легкое неакадемическое любопытство, а вот дата снимка действительно интересна в связи с последним участником хитпарада:

№12
Гершенгорн

Киевская улица, снимок А.Жилинского из той же серии 1873 года. Это правая сторона Киевской улицы, участок между Семинарийским переулком и Михайловской улицей. Слева видна Михайловская церковь, в центре (дом с треугольным фронтоном) гостиница Минеля, справа выглядывает вывеска "Номера для приезжих Ан.." – в конце века там будут располагаться "Номера Швейцарские" (Киевская ул, №4), в 1873 году номера, очевидно, английские. В этом же доме судя по вывескам – "Продажа фруктов", что-то часовое и "Специальная чулочная мастерская Фридмана".

А вот соседний дом №6, как гласит вывеска, полностью занимает "Фотограф. тип. Гершенгорна". Тип. – это типография. 

С 1886 года (или ранее) и вплоть до 1917-го этот дом будет принадлежать Киприану Корицкому и располагаться в нем будет, соответственно его фотоателье. 

И перед нами первое и единственное изображение фотоателье г. Житомира до 1917 г., вид снаружи. 
А типограф и литограф Гершенгорн уже без всякого отношения к фотографии до 1907 года будет работать в доме Фридмана (вместо чулочной) а в 1908-м передет в дом Богдановича (Киевская ул, №12), это соседний слева от Минеля.

Кстати, весь этот участок улицы вплоть до церкви сохранился до наших дней. Вместо фотоателье Корицкого в бывшем №6 сейчас что-то будуарное, но если хочется ощутить связь времен, или, скажем, почтить мастеров искусства фотографии г. Житомир XIX века, то место силы именно здесь.


P.S.
А первого в Житомире фотографа все-таки назовем. Точнее, первый официально датированный снимок.

Совершенно произвольно и исключительно на том основании, что из найденных в сети фотопортретов древнейший приписывается именно ему, первым фотографом г. Житомира объявляется дворянин Евгения Собкевича

Сделан он в 1861-1863 году в фотоателье Феликса Черкавского и изображен на нем некий пан Wyspiański с жоной, оба – участники Январского восстания 1863-го года.


Снимок, как считает Google Books, можно увидеть на стр. 258 в книге "Powstanie styczniowe i zesłańcy syberyjscy. Katalog fotografii ze zbiorów Muzeum Historycznego m.st. Warszawy, Tom. II".

№ 0
Феликс Черкавский

Житомир. Владелец фотографии. (Ориентировочно 70-е г. XIX века). - Спр. Попова
Владелец фотографии в г. Житомир в 1860-1869 гг.

You Might Also Like

21 коммент.

  1. Эта фотография Собкевича никак не 1864г

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу ни подвердить, ни опровергнуть, дата пользовательская – http://rusalbom.ru/photo/default/29721

      Удалить
    2. И, к слову, а почему не 1864? Известны какие-то даты работы или биографии Собкевича?

      Удалить
  2. Имена пяти фамилий фотографов 1873г : Дрогони, Миллер, Миколаевский, Собкевич, Бялобржевский.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А можно ли узнать источник информации?

      Удалить
    2. А Миколаевский – это, очевидно Николаевский А.Я. Да, есть образец бланка.

      Удалить
  3. Миколаевский - один из двух братьев, ананьинских мещан. В 1860-х они действительно были Николаевскими.
    Бялобржевского звали Иван.
    Информация из разных источников (архивы, памятные книги и т.п.)

    ОтветитьУдалить
  4. Жилинский не мог с 1876... он с 1883, а до этого с Корицким (у Вас же бланк с датой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу именно этой фотографии согласен, а вот "мог ли до 1883го" – вопрос спорный. До образования тандема с Корицким в 1870-х вполне могло существовать отдельное фотоателье Жилинского.

      Удалить
  5. Подчеркиваю, Жилинский получил разрешение (отдельно от Корицкого) в 1883г

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ... из чего логично следует вывод, что фотосессия Жилинского, которую приписывают 1873 году на самом деле сделана не ранее 1883-го.
      А не известна ли случаем дата регистрации фотоателье "Жилинский и Корицкий?"

      Удалить
  6. Слепо доверять Попову не советую, конечно же он соединил Антона и Афанасия Сумовских

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочц уточнить – житомирский-бердичевский-староконстантиновский Сумовской именно Антон?

      А ошибок у Попова много, он Корицкого и Корыцкого двумя людьми разными считаает.

      Удалить
  7. Жилинский и Корицкий с 1879г
    Он мог и в этот период снять улицу один, это же не ателье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А не известны ли, случайно, адреса фотоателье того времени? Фотография Корицкого в собственном доме на Киевской, а где Жилинский и Собкевич снимали?

      Удалить
  8. Житомир и Бердичев точно Антон

    ОтветитьУдалить
  9. У Миллера было немало разновидностей бланка. У меня лежит 5 разных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А нет ли возможности как-то их увидеть? Особенно вариант киевского периода интересует если есть. Но если и нет – какие на литографии указаны и есть ли автографы с датами?

      Удалить
    2. Киевского периода у меня нет, а дата на одной стоит - 1872.

      Удалить
  10. Полюк Роберт действительно имел разрешение на фотографию.

    ОтветитьУдалить

Flickr