Веселые картинки. Винтажное iptv

9/20/2015


Голландский кинопрокат в 18-м веке не укоренялся на почве мультиплексами, а шел прямо в народ – премьеры блокбастеров  проводились на ярмарках, выставках, в театрах варьете, и даже в церквях. Сеанс, как и сейчас, длился около 2 часов и сопровождался музыкой, рассказами и чтением. 


De toverlantaarn (dl. 3) (Волшебный фонарь (т. 3)), ca. 1720 

Киноаппараты того времени работали на дровах и конструировались настолько компактными, чтобы их могли транспортировать карлики.

Потому что именно альтернативно высокие люди в те времена монополизировали рынок культурно-массового досуга (впрочем, как и сейчас). И профессия киномеханика тогда прочно ассоциировалась с потешными бродячими карлами.

Смишная картинка: передвижной киногном
 Karikatuur van dwerg en de windhandel, 1720, anoniem, Joost van Sassen, Martin Engelbrecht, 1770 - 1780 (Карикатура карлика на ветренном рынке)

Репертуар волшебных фонарей был близок к современному телевидению –  многочисленные общеобразовательные передачи в духе Энимал Пленет и Нейшнл Джиогрефик, исторические картины а ля ВиассатХистори. Тайны, интриги, расследования имени нтв, порно (как классическое, так и новостное), и, конечно, сатира-юмор-петросянщина.

"Аншлаг" 1700 года. Vechtende man en vrouw (Борьба мужчин и женщин), anoniem, ca. 1700. 
"Интерны", 17 век. Комические сцены из жизни врачей и пациентов. 
Twee oud Hollandsche heelmeesters en twee andere taferelen, anoniem, ca. 1700 - ca. 1790
Два старых голландских врача и еще три их ученика.

Шок! Видео! Многодетная мать зарезала депутата в бане перочиным ножиком!

Moordenares en haar slachtoffer (Убийца и ее жертва), anoniem, in of na 1793 - ca 



Vijf dieren (Пять животных), anoniem, Nicolaes de Bruyn, ca. 1700 - ca. 1790



Ночные каналы для взрослых 16-го века
Erotische taferelen, anoniem, ca. 1700 - ca. 1790 (Эротические сцены)






Пять сцен из классической мифологии. Самые вкусные места.
Кстати, а кто из нас опознает хотя бы две из них?
 Vijf taferelen uit de klassieke mythologie, anoniem, ca. 1700 - ca. 1790


Изображения рисовались на стекле вручную.

Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.

Но это позже, в 19-м. В XVIII веке кино было более авторским. Синопсисы не сохранились, и о содержании некоторых синем сейчас можно только догадываться.

Вот, например, два голых мужика куда-то тащат скелет. Какой сюжет здесь разворачивается? Это социальная драма, наподобие "Талантливый мистер Рипли" или черная комедия в духе "Уикенд у Берни"?  Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем.


Een geraamte en twee mannen, anoniem, in of na 1793 - ca. 1830
Скелет и двое мужчин, аноним, между 1793 и 1830
Еще загадка – голая девушка изумляется двум повешенным скелетам. Возможно это продолжение предыдущей истории?


Een man in bebloed kleed en een geraamte, anoniem, in of na 1793 - ca. 1830
Человек в окровавленном халате и скелет (феминистическая комедия о критических днях у мужиков? Байки из склепа?)


Пеплумы. Это уже высокобюджетные блокбастеры со спецэффектами.






На первых этапах использования волшебного фонаря устроители представлений проецировали картинки на клубы дыма и особо эффектно смотрелись всякие бессюжетные кошмары – черепа, скелеты и прочая геена огненная. Они клубились.

Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнённом зале светящихся фантасмагорий, что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса». 

 Vijf doodskoppen (Пять черепов), anoniem, in of na 1793 - ca. 1830

Кстати, изначально  Laterna magica предназначалась не для увеселения безмозглой публики, а для демонстрации научных исследований на симпозиумах. Но, как и радио, быстро стал важнейшим из искусств и средством пропаганды – иезуиты волшебными фонарями показывали верующим ужасы преисподней, монетизируя религиозный пыл.

"Это твоя последняя надежда". В спальне умирающего испанского короля Карла II. Два иезуита волшебным фонарем демонстрируют аллегорические картины на стене.

Поощряемые инквизицией карлики-киномеханики демонстрировали распятых враждебными сарацинами христианских мальчиков, побуждая народ к энергичной записи в очередной крестовый поход.

Ну, или к сплочению перед внешней угрозой, которую по недомыслию или проплаченности отрицает так называемая системная оппозиция.

"недооценка оппозицией угрозы возможного французского вторжения. Французские санкюлоты уже пересекают пролив  верхом на толстых голландцах! Террор грядет со дня на день!"

Это уже 19-й век, карликов-киномехаников заменили творцы из среднего класса. Цикл кинопроизводства выглядит так:
1. У постели умирающего отца братья Дорус (коричневое пятно) и Филипп (красное).
2. Дорус тратит наследство отца на девок, карты, кокаин и камамбер.
3. Филипп решает потратить свои деньги мудро и покупает волшебный фонарь.
4. Филипп снимает кино про то как бездумно Дорус тратит наследство отца на девок, карты, кокаин и камамбер.
5. Фильм пользуется огромным успехом, Филипп делится доходами с исполнителем главной роли – братом Дорусом.
6. И все начинается сначала – Дорус тратит деньги на красивую жизнь, Филипп снимает про это кино, зарабатывая деньги, которые Дорус тратит на красивую жизнь... Из цикла выпадает только богатый и уже мертвый папа – символ начального капитала.
...

в левом верхнем углу карты Rijksmuseum волшебным фонарям посвящен безымяный угол под Музыкой-0.8  

а еще у Rijksmuseum офигительный сайт. Большая часть коллекции оцифрована, и предлагается для просмотра и скачивания в HiRes (4500 x 4500 pixels) совершенно даром. Можно свои коллекции составлять из нарытого (Rijksstudio), например Laterna Magica от некоей Shailoh Phillips. 

You Might Also Like

0 коммент.

Flickr