Императорский Вареник и Орел"

9/16/2015


В начале XX века фотография Вареника и Владимирова размещалась на лучшей центральной улице Орла — Болховской, угол Георгиевского переулка в доме Мартынова. Фотография имела в городе особую репутацию: именно здесь снимались на память» высокие гости, посещавшие Орел. Качество продукции оставляло у них самое лучшее впечатление, и это отражалось в наградах и благодарностях фотографам от представителей царской фамилии. Знаки ее признательности с каждым годом увеличивались и неукоснительно перечислялись на обратной стороне фотокарточек. Уже в 1900 году на них, в частности, значится, что Вареник и Владимиров были «удостоены Высочайшей награды Е. И. В. Великого князя Сергея Александровича». 



Появление Великого князя в городе было закономерным: в Дмитровском уезде Орловской губернии находилось его имение Долбенкино, которое он изредка навещал. К награде Сергея Александровича вскоре добавляется имя его супруги Елизаветы Федоровны. Княгиня была августейшим шефом расквартированного в Орле 51-го драгунского Черниговского полка, ставшего затем 17-м гусарским Черниговским «Ея Императорского Высочества великой княгини Елисаветы Федоровны» полком, и навещала своих подшефных. «Наша мать — сестра царицы», — пелось о ней в полковой песне. Сергей Александрович иногда сопровождал супругу в ее визитах в Орел.



В 1902 году фотография Вареника переезжает в дом Левакова на Болховской; к ее предыдущим наградам и благодарностям тогда же добавляются новые: «Их Императорских Высочеств Государя Наследника и Великого Князя Михаила Александровича и В. К. Константина Константиновича». (О Михаиле Романове скажем отдельно. Великий же князь Константин, известный поэт «К.Р.», как начальник ГУВУЗ — Главного Управления военных учебных заведений Российской империи — инспектировал Орловский Бахтина кадетский корпус).

В 1907 году И. Г. Вареник владеет фотомастерской один. Оборотная сторона его карточек содержит информацию о совершенном процветании его своеобразного предприятия: в 1904 году оно получает свою самую престижную награду — благодарность «Его Императорского Величества Государя Императора Николая II». 6 мая 1904 года, в день своего рождения, Николай II встречался в Орле с отправлявшимися на русско-японскую войну солдатами 17-го гусарского Черниговского и 142-го Можайского полков. Тогда же Вареник получает награду и благодарность от «Его Императорского Высочества князя Михаила Александровича» и повторную от «Его Императорского Высочества Князя Сергея Александровича», причем в левом нижнем углу фотографической карточки упоминается о драгоценном подарке, который был получен от Сергея Александровича еще в 1898 году. В том же 1904 году фотография Вареника завоевывает золотую медаль в Париже, а затем и в Лондоне. Доходы заведения и его популярность растут, и вот уже помимо Орла Вареник открывает свой филиал в Калуге на Садовой улице в доме Абросимова.

Качество фотографий Вареника не вызывало сомнений у современников. Когда в 1899 году в Санкт-Петербурге готовилась к выходу книга Ж. Мурье «Тургенев в Спасском», сделать фотографии семейных портретов тургеневского дома для нее поручили Варенику и Владимирову. Сложность подобного заказа в условиях того времени была очевидна, но портреты вполне получились и были опубликованы в книге Мурье.





Милостям царского разряда помимо своих профессиональных достоинств, отмеченных парижской и лондонской медалями, Вареник, во многом был обязан пребыванию в городе высоких особ, причем одна из этих особ с 1909 по 1911 год проживала в Орле на Борисоглебской улице (совр. Салтыкова-Щедрина) в так называемом «доме со львами». Речь идет о брате Николая II Михаиле Александровиче Романове и непростых обстоятельствах его биографии. В 1909 году он стал командующим 17-м гусарским Черниговским полком. Фактически Михаил был удален в Орел из-за своего брака с Натальей Вульферт (урожденной Шереметьевской).  До 1904 года, то есть до рождения наследника Алексея, Михаил Романов считался цесаревичем, то есть был в государстве фигурой № 1 после Николая II.  Люди его ранга могли выбирать себе партию только из равных по титулу. Но сердце Михаила отказывалось любить даже самых достойных из немецких принцесс. К ужасу Высочайшего двора Великий Князь влюбился в жену своего сослуживца Вульферта и сделал ей предложение. Эта новость была воспринята в высоких кругах как не имевший аналогов случай и скандал, который усугублялся еще и тем, что для невесты новый брак был третьим: первый раз она выходила замуж за Мамонтова.
via: myorel.ru/vestnik

You Might Also Like

0 коммент.

Flickr