Причины, последствия и особенности Никоновского редизайна
1/28/2016
Старообрядческий священник в жовто-блакытном облачении. Могла ли официальная церковь смирится с такой антиправительственной гаммой?
Контекст: в Европе буквально только что закончилась Реформация (Вестфальский мир 1648 года, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике)
Не успело ошарашенное население осознать сути новой начальственной блажи (до некоторых даже предписание не дошло, страна-то немаленькая), как в 1656 году на поместном соборе Русской церкви все несогласные и сомневающиеся были объявлены еретиками и преданы проклятию.
Нет, просто представьте – 28 поколений ваших предков осняло себя двуперстно, и сами вы, вестимо, всю жизнь тоже. А потом отъехали куда-нибудь, скажем в Сибирь, в командировку, возвращаетесь через три года, входите в родную церкву, двуперстно креститесь, а вас в колодки, острог, тюрьма, конфискация имущества. Еретик ибо! А в газетах пишут что всегда так было, и вчера, и предыдущие 700 лет, а кто другое помнит, тот дьяволопоклонник и пятая колонна. В полемике со старообрядцами православные называли двуперстие выдумкой московских книжников XV века (проф. Субботин).
А теперь снова спросите, так в чем же были причины раскола?
Вот известный лубок в стиле "было – стало": Основные отличия староправосланой веры от никонианской (новогреческой)
с левого нижнего угла начиная:
1. Двуперстие на Троеперстие
2. Служение на семи просфорах (круглых, овсяных); служение на пяти просфорах (квадратных, глазурованых)
7. Исправление богослужебных книг (Изменен Символ Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах «рожденна, а не сотворенна»; имя Исус (Ісусъ) с одной буквой «и» теперь с двумя «и» – Иисус (Іисусъ) ; дательный падеж в "Чаю воскресения мертвым” заменили родительным ( “-ым" на “-ых”) и т.д.)
Текстом (потому что неизобразибельно)
8. Двойная аллилуйя на тройная аллилуйя
9. Смена хождения по солнцу (посолонь), на против солнца (осолонь).
10. Отмена земных поклонов, замена их на поясные
14. Модернизация богослужебных чинов
15. Редизайн богослужебной атрибутики (реализован частично, скажем посох епископа с оконечием в виде змей был принят, потом отменен, а вот от замены купольных крестов на восьмиконечные звезды решили отказаться)
В итоге главным и единственным наглядным результатом Никоновских реформ стало формирование самого мощного за всю историю Российского государства протестного движения.
Полвека спустя, уже в петровскую эпоху Сенатская комиссия оценивала количество только сбежавших в ближнее зарубежье раскольников в 900 тыс. человек. Вместе с оставшимися на родине их было никак не менее 2 млн. Это при том, что все население Российской империи состовляло около 16 млн. человек.
Для сравнения: за годы революции и гражданской войны 1917-1918 гг. из России эмигрировало 1,2 млн. человек при общей численности населения в 150 млн.
Следующие 200 лет раскольники считались основными врагами российской государственности (на почетное второе место потом записали евреев, но только сто лет спустя).
Были изданы государственные законы, на основании которых десятки-сотни тысяч старообрядцев были преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества и пр.
Любой бунт с тех пор объяснялся очень просто – раскольники воду мутят. Всякие там Стеньки Разины и Пугачевы, они ж не сами по себе охальничали, и не мифические социально-экономические кривды им причиной были, нет. Токмо подлые наущения нескоренимых староверов.
Раскольникам было запрещено строить церкви, а существующие чинить, издавать какие-либо книги. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Брак старообрядцев, в отличие от браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 г. все дети старообрядцев считались незаконнорожденными. С 1874 г. для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».
Наличие огромного слоя социальных изгоев оказалось еще и черезвычайно экономически выгодно. Начиная с петровского налога за бороду и вообще – «за оный раскол всякие платежи вдвое». И даже при таком налоговом фашизме спустя двести лет половина купеческих капиталов в стране были старообрядческими.
Неожиданным бонусом стало еще и формирование целой армии православных русскоязычных эмигрантов. Российская власть с тех пор неоднократно разыгрывало нехитрую двухходовочку:
1) Очередной волной репрессий в ближнее зарубежье выдавливалась порция староверов (Ветка, Стародубье и т.д.)
2) Через 10-20 лет в места обжитые и благоустроенные эмигрантами вводились российские войска чтобы, значит, беглое русское население вернуть в родную гавань. Тех кого удавалось схватить, отправляли дикую Сибирь осваивать, а те кто увернулся от воссоединения с отчизной шли осваивать новые плацдармы в Литве, Польше и прочих привлекательных местах.
3) ?
4) profit
Многолетними стараниями властей концу 19 века (1897 г.), численность старообрядцев в Российской Империи сократилась до 2% и составила 2 204 596 человек, а численность еврейского населения, наоборот, возросла до 2 559 544. Перевес в 300 000 позволил евреям отобрать у старообрядцев титул главных виновников всех бед, но не надолго – через двадцать лет (1917) Российская империя закончилась, причем, что забавно, усилиями небольшой группы атеистов, и началась совсем другая история СССР.
Остается добавить, что на обсуждение причин реформ Никона вплоть до наших времен было наложено строжайшее табу. Все рассуждения об этом до сих пор сводятся к двум уютным формулам: Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись и Церковная реформа патриарха Никона направленная на изменение существовавшей обрядовой традиции в целях её унификации..
Ну, мы типа хотели несколько мелких, но крайне срочных и важных правок внести в перевод Писания, а заодно чутка обрядов унифицировать и тут, внезапно, необъяснимо, непредсказуемо образовалось пара миллионов фанатиков-террористов-раскольников и давай, значит, лодку раскачивать. В чем же, в чем же причины раскола? 100 тыщ монографий на эту тему.
Казалось бы, чего стесняться? К четырем столпам, на коих издревле зижделось здание российского государства, наконец-то добавилась недостающая ему пятая колонна, ну и хорошо же, молодцы.
Но, почему-то, не гордятся. Странно.
Из двух вековечных врагов всякого цивилизованного государства (еретики и евреи) остались только евреи, а вместо выбывших еретиков под основанием пятой колонны постепенно стали собираться первые политические оппоненты.
И тут внезапно проснулась Русь, обнаружившая что за прошедшие 700 лет она так и не обзавелась ни еретиками ни евреями. Ну, то есть вообще позор – ни одного порядочного систематического внутреннего врага! Как бы пора уже по политическим мотивам угнетать оппозицию, а она еще даже по религиозным не начинала.
И грянули реформы, в свойственной русским манере апоклиптического аврала. В самом начале нового 1653 года, перед Великим постом, недавно избранный патриарх Никон предписал всему населению совершать крестное знамение тремя перстами, вместо практиковавшегося еще со времен Владимира двуперстия. Внезапно, без предупреждения и, не приведи господь общественного обсуждения (Синод – не место для дискуссий).
Не успело ошарашенное население осознать сути новой начальственной блажи (до некоторых даже предписание не дошло, страна-то немаленькая), как в 1656 году на поместном соборе Русской церкви все несогласные и сомневающиеся были объявлены еретиками и преданы проклятию.
Нет, просто представьте – 28 поколений ваших предков осняло себя двуперстно, и сами вы, вестимо, всю жизнь тоже. А потом отъехали куда-нибудь, скажем в Сибирь, в командировку, возвращаетесь через три года, входите в родную церкву, двуперстно креститесь, а вас в колодки, острог, тюрьма, конфискация имущества. Еретик ибо! А в газетах пишут что всегда так было, и вчера, и предыдущие 700 лет, а кто другое помнит, тот дьяволопоклонник и пятая колонна. В полемике со старообрядцами православные называли двуперстие выдумкой московских книжников XV века (проф. Субботин).
Вот известный лубок в стиле "было – стало": Основные отличия староправосланой веры от никонианской (новогреческой)
с левого нижнего угла начиная:
1. Двуперстие на Троеперстие
2. Служение на семи просфорах (круглых, овсяных); служение на пяти просфорах (квадратных, глазурованых)
3. Трисоставный Крест (восьмиконечный) заменен на простой четырехконечный.
4. Погружательное крещение (тазик-купель); обливательное или окропительное (душевой коврик).
4. Погружательное крещение (тазик-купель); обливательное или окропительное (душевой коврик).
5. Отмена запрета на нехристиянские обычаи: брадобритие, еретические обычаи, еретические одежды. Слева (было) – одетые как положено в дерюгу бородачи, справа (стало) гладко выбритые стиляги в черных лапсердаках поверх алых шаровар. (крайние два явно обнимаются)
6. Слияние духовной и светской власти (по центру).7. Исправление богослужебных книг (Изменен Символ Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах «рожденна, а не сотворенна»; имя Исус (Ісусъ) с одной буквой «и» теперь с двумя «и» – Иисус (Іисусъ) ; дательный падеж в "Чаю воскресения мертвым” заменили родительным ( “-ым" на “-ых”) и т.д.)
Текстом (потому что неизобразибельно)
8. Двойная аллилуйя на тройная аллилуйя
9. Смена хождения по солнцу (посолонь), на против солнца (осолонь).
10. Отмена земных поклонов, замена их на поясные
11. Церковное пение наречью (знаменное, оно же монодическое и унисонное) заменили на партесное (многоголосие), допускаются и прочие светские типы пения: оперное, хроматическое
12. Отмена запрета приема пожертвований от еретиков и отлученных от Церкви. Зарубежное финансирование тоже стало очень можно. Более того, новообрядцы приемлют совместные богослужения с инославными, у староверов осталось полное отрицание экуменизма
13. Смена соборности на синодальное управление (управление императором), смена найма священников на приход общиной, на распределение и назначение их епископом.14. Модернизация богослужебных чинов
15. Редизайн богослужебной атрибутики (реализован частично, скажем посох епископа с оконечием в виде змей был принят, потом отменен, а вот от замены купольных крестов на восьмиконечные звезды решили отказаться)
16. Отход от каноничной иконописи к европейской живописи (иконописные лики по центру предполагалось заменить на скандинавский тарелочный фаянс). Не прижилось.
Полвека спустя, уже в петровскую эпоху Сенатская комиссия оценивала количество только сбежавших в ближнее зарубежье раскольников в 900 тыс. человек. Вместе с оставшимися на родине их было никак не менее 2 млн. Это при том, что все население Российской империи состовляло около 16 млн. человек.
Для сравнения: за годы революции и гражданской войны 1917-1918 гг. из России эмигрировало 1,2 млн. человек при общей численности населения в 150 млн.
Следующие 200 лет раскольники считались основными врагами российской государственности (на почетное второе место потом записали евреев, но только сто лет спустя).
Были изданы государственные законы, на основании которых десятки-сотни тысяч старообрядцев были преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества и пр.
Любой бунт с тех пор объяснялся очень просто – раскольники воду мутят. Всякие там Стеньки Разины и Пугачевы, они ж не сами по себе охальничали, и не мифические социально-экономические кривды им причиной были, нет. Токмо подлые наущения нескоренимых староверов.
Раскольникам было запрещено строить церкви, а существующие чинить, издавать какие-либо книги. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Брак старообрядцев, в отличие от браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 г. все дети старообрядцев считались незаконнорожденными. С 1874 г. для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».
Наличие огромного слоя социальных изгоев оказалось еще и черезвычайно экономически выгодно. Начиная с петровского налога за бороду и вообще – «за оный раскол всякие платежи вдвое». И даже при таком налоговом фашизме спустя двести лет половина купеческих капиталов в стране были старообрядческими.
Неожиданным бонусом стало еще и формирование целой армии православных русскоязычных эмигрантов. Российская власть с тех пор неоднократно разыгрывало нехитрую двухходовочку:
1) Очередной волной репрессий в ближнее зарубежье выдавливалась порция староверов (Ветка, Стародубье и т.д.)
2) Через 10-20 лет в места обжитые и благоустроенные эмигрантами вводились российские войска чтобы, значит, беглое русское население вернуть в родную гавань. Тех кого удавалось схватить, отправляли дикую Сибирь осваивать, а те кто увернулся от воссоединения с отчизной шли осваивать новые плацдармы в Литве, Польше и прочих привлекательных местах.
3) ?
4) profit
Многолетними стараниями властей концу 19 века (1897 г.), численность старообрядцев в Российской Империи сократилась до 2% и составила 2 204 596 человек, а численность еврейского населения, наоборот, возросла до 2 559 544. Перевес в 300 000 позволил евреям отобрать у старообрядцев титул главных виновников всех бед, но не надолго – через двадцать лет (1917) Российская империя закончилась, причем, что забавно, усилиями небольшой группы атеистов, и началась совсем другая история СССР.
Остается добавить, что на обсуждение причин реформ Никона вплоть до наших времен было наложено строжайшее табу. Все рассуждения об этом до сих пор сводятся к двум уютным формулам: Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись и Церковная реформа патриарха Никона направленная на изменение существовавшей обрядовой традиции в целях её унификации..
Ну, мы типа хотели несколько мелких, но крайне срочных и важных правок внести в перевод Писания, а заодно чутка обрядов унифицировать и тут, внезапно, необъяснимо, непредсказуемо образовалось пара миллионов фанатиков-террористов-раскольников и давай, значит, лодку раскачивать. В чем же, в чем же причины раскола? 100 тыщ монографий на эту тему.
Казалось бы, чего стесняться? К четырем столпам, на коих издревле зижделось здание российского государства, наконец-то добавилась недостающая ему пятая колонна, ну и хорошо же, молодцы.
Но, почему-то, не гордятся. Странно.
0 коммент.